Требования к проекту
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
- Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:
- Составление плана.
- Выполнение проекта:
а)сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;
б) группировка материала и установление общих положений;
в) применение полученных знаний на практике.
- Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.
В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:
- Постановка задачи.
- Разработка проекта принятого задания.
- Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
- Непосредственно трудовая работа.
- Учёт проделанной работы.
Определение образовательного проекта (по А.В. Хуторскому).
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
- Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
- Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
- Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
- Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.
Технологии организации собственно исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.
Чечель И.Д. выдвигает следующую процессуальную схему этапов работы над образовательным процессом (американский вариант метода проекта)
В целом при работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
- личностно-ориентирована;
- использует множество дидактических подходов;
- мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
- позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;
В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующих сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п. Информационные и коммуникационные технологии выступают в данном случае основным инструментом работы, а приобретение опыта их использования в нетипичной ситуации - смыслом проекта. В данных проектах велика роль исследовательской составляющей.
Среди многообразия научных разработок по этой проблеме наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет научная школа В.И. Слободчикова, последователи которой развивают представление о процессе проектирования на основе выделенных ими базовых этапов:
-концептуализация того общего дела, которое мы хотим совершить в некотором социокультурном пространстве. Концепция выступает как совокупность разнопрофессиональных, разнопредметных взглядов на исходный замысел (идею) и разнопозиционных отношений к нему;
-программирование совокупности видов деятельности в своей логической и временной последовательности, имеющих как основу предшествующую концептуальную разработку;
-планирование действий по реализации проекта.
Теоретические позиции проектного обучения по Т.И. Шамовой и др., позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Автор, кроме того, формулирует правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.
Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха и т.д.).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.
Отсюда могут быть определены и структурные элементы проектной технологии:
- Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
- Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
- Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
- Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
- Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
- Выдвижение новых проблем.
«Город как школа» (Финляндия, 1996)
Суть проекта:
- Конструируется система комплексной помощи молодежи.
- Продуктивная проектная деятельность соединяет индивидуально проектируемую внешкольную активность, основанную на непосредственном получении
опыта, с культурными традициями, личностной ориентацией, междисциплинарным преподаванием учебных предметов. - Связь социального опыта, обучения и осмысления учащимися происходящих в окружающем мире процессов
Цели проекта:
- Овладение общими умениями и навыками в стенах школы.
- Приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
- Благодаря участию в общественно значимом деле преодолевается отрицательное отношение к учению.
«Город как школа» (Россия, авторы С. Чистякова, Л. Дмитриева, О. Шигерева)
Суть проекта:
Оказание помощи подросткам в их профессиональном самоопределении с помощью диагностического центра, осуществляющего основные направления комплексной диагностики: психолого-педагогическое, психофизиологическое, медико-педагогическое
Цели проекта:
На основе самодиагностики ребята могут сделать более обоснованным и ясным выбор будущей профессии
Разработка проектно-исследовательской технологии обучения (автор В. Васильев)
Суть проекта:
- Содержание образования понимается не только как сумма знаний, но и как практико-ориентированная деятельность школьников, подкрепленная их личностным отношением к изучаемому материалу.
- Реализация начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу.
- Преподаватель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками.
- Ученики вносят свои коррективы, предлагают способы выполнения заданий.
- Ученики распределяются по микрогруппам, намечают контуры будущего результата, договариваются о формах подведения итогов.
- Мотивация участия усиливается творческим характером деятельности
Цели проекта:
Позволяет вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, понимать роль и значение групповой работы
Таким образом, даже совсем краткий ретроспективный анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что учебным результатом выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, а не достигнутая в ходе реализации учебного проекта практическая польза в каком-либо вопросе.
Проекты охватывают огромное количество задач.
Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:
- Индивидуальные навыки:
- Определять задачи, которыми стоит заниматься.
- Формировать независимые суждения.
- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.
- Приобретать навыки самоорганизации.
- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
-Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.
- Развивать способность справляться с новыми проблемами.
- Собирать и анализировать новую информацию.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
- Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
Междисциплинарные навыки:
- «Выходить» за пределы одного предмета.
- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.
- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.
- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.
Навыки работы в группах:
- Учиться работать в группах.
- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.
-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.
- Развивать чувство такта и дипломатичность.
- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.
Работа с самосознанием:
- Изучать свои сильные и слабые стороны.
Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.
- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.
Навыки общения:
- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).
- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.
- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.
Комментарии: