Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Учимся дистанционно
Учимся дистанционно
Учимся дистанционно
Учимся дистанционно
Учимся дистанционно
Учимся дистанционно

Этот блок ещё не заполнен

BannerFans.com

Копилка уроков - сайт для учителей

ЦРТ «Мега-Талант»

Образовательный портал Классные-часы.Ру

Учительский портал «Учителя.com»

Библиотека методических материалов для учителя

Продленка

Видеоуроки, тесты, конспекты и презентации для учителя

Кира-скрап - клипарт и рамки, баннер 174х80Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Ростаlusana.ru - Сервис по поиску презентаций
Российское образование
МИнист хаб края
прообраз
минобрнауки рф
хиро
Показать код баннера

QR-код сайта

Сейчас на сайте: 1


«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».

                                                                                                                                                                                                                                                            Бернард Шоу

 

Искать в «Виртуальная школа»
Загрузка...

Записи не найдены


Первые шаги

При подготовке страницы используются материалы учебно-методического центра «Ступени в науку»

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.
Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
-10 % от того, что они читают,
-26 % от того, что они слышат,
-30 % от того, что они видят,
-50 % от того, что они видят и слышат,
-70 % от того, что они обсуждают с другими,
-80 % от того, что основано на личном опыте,
-90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
-95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих – наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личностиобщение, деятельность, познание, рефлексия.
Проект – это план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной разработки решения проблемы в качественно новой форме, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:
- С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?
- Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?
- Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.
у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника.С учётом специфики развития ребенка в младшем школьном возрасте была разработана технология включения детей в проектную, исследовательскую деятельность. Технология получила название «Первые шаги в проектной деятельности». Условно она подразделяется на три этапа, каждый из которых несёт свою смысловую нагрузку.

Первые шаги

Этап 1 –
Пропедевтический.
Этап 2 –
Мотивационный.
Этап 3 –
Первые пробы.
Подготовительную работу необходимо начинать с первых дней ребёнка в школе. На данном этапе широко используются различные исследовательские задания,поисковые задачи, проблемные ситуации. То есть задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них. Решение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и общих раздумий.
Одним из наиболее успешных приёмов используемых на данном этапе является приём «Страна вопросов». В реализации данного приёма предлагается применять игровые ситуации, в которых мы отправляемся в непознанный мир, где больше вопросов, чем ответов. Такая минутка организуется практически на каждом занятии. Ребята сами формулируют вопросы по изучаемой или изученной теме, задают новые проблемные ситуации, на которые не всегда возможно ответить сразу, а следует поразмышлять, поискать ответы в соответствующей литературе, узнать у компетентных людей или провести собственное исследование.
Также в этот период рекомендуем использовать авторскую технику «Создай и поиграй», где сами ребята совершают свой самый первый шажок в проектировании – они проектируют для себя игру, создают её от начала и до конца, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Получив в качестве продукта игру, ребята используют её в своих развлечениях. Подробно техника«Создай и поиграй» 
описана в приложении 3.
Отметим, что в работе на данном этапе ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть вариации решений проблемы.
На данном этапе удерживаем два плана работы: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители учащихся – это наши союзники. Приёмы мотивации разнообразны. В качестве примера предлагаем вашему вниманию «Письмо-обращение к родителям будущего исследователя»(приложение 2). Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на основе совместности и партнерства.
На данном этапе рекомендуем учащимся вести дневник юного исследователя «Мои открытия»(приложение 1). В приложении отражены некоторые задания из дневника с методическими рекомендациями для учителей. Все задания были успешно апробированы, помогают детям гармонично войти в мир исследований и проектирования, выстроены с учетом возрастного и индивидуального развития.
Дискуссионный клуб «Открытие», в который включаются ребята в этот период, направлен на формирование у каждого из них позиции
«Я – исследователь», на понимание основ исследовательской деятельности, на мотивацию занять активную жизненную позицию относительно тех проблем, которые ребёнок способен актуализировать для себя в данном возрасте.
Самым ценным на данном этапе становится создание для каждого ситуации успеха, ведь для того, чтобы вырастить красивейший сад необходимо сначала разработать участок и посеять семена, а затем довольно продолжительное время холить и лелеять всходы. Важно постоянно помнить, что каждый ребёнок – это уникальность, которая раскрывается в рамках проектной деятельности и демонстрирует мир собственных увлечений, интересов, хобби.
Этап содержит несколько взаимосвязанных приёмов, форм и методов:
  • Дискуссионный клуб «Открытие», где обсуждаются вопросы: Кто такой исследователь? Какими качествами исследователя хотел бы обладать каждый? Каковы представления о себе в будущем? Каковы личные интересы каждого из нас? Какими необычными знаниями хочется поделиться с одноклассниками? и т.п. (по материалам заданий из дневника исследователя,приложение 1).
  • Индивидуальные консультации учащихся, где ребенок может получить компетентную помощь и поддержку в поиске ответов на возникающие вопросы.
  • Серия форумов юного исследователя-проектанта, которые направлены на презентацию первых проектных идей, вскрытие проблематики, обмен опытом, а в дальнейшем на защиту проектов учащихся. После форумов следует ряд мероприятий, которые разрабатываются и реализуются самими детьми в рамках их собственных проектов. Следует отметить, что ребята охотно откликаются на совместные творческие дела, на со-поддержку в реализации проектов, активно участвуют, помогают продвигаться друг другу, а если возникают у кого-то затруднения, то в режиме «Мозгового штурма» подсказывают направления дальнейшего движения.
  • Процедуры анализа и выхода на новый проект.
Два ведущих вопроса, которые задаёт себе каждый ребёнок:
  • Что особенно удалось мне в проекте и хочется взять с собой?
  • Каково развитие моего проекта?
Все описанные выше этапы используются комплексно и призваны обеспечить дальнейшую работу ребенка в проектном режиме. Отметим, что в классе, где реализуется данная технология, большинство учащихся увлечённо разрабатывают и реализуют собственные проекты, как в рамках тематик по учебным дисциплинам, так и во вне учебном пространстве. Ребята активны, заинтересованы, инициативны, зачастую проявляют достаточно высокую степень самостоятельности, креативны.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в современной образовательной практике детям предлагается участие в НОУ уже в младшем школьном возрасте. Но чтобы этот процесс был гармоничным, доступным, понятным самому проектанту, подготовку, на наш взгляд, необходимо начинать заблаговременно (буквально с первых дней пребывания ребенка в школе) и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к сложному». Велика роль педагога, который в свою очередь должен не занимать жестких позиций, а непринужденно информировать детей об исследовательской деятельности, мотивировать на проектирование. Учительская функция сопровождать, помогать, поддерживать, консультировать, экспертировать, организовывать ситуации успеха и развития. Не следует забывать и о том, что в младшем школьном возрасте при построении работы с ребёнком необходимы: частая смена видов деятельности, разнообразие форм, методов, приёмов работы, увлекательные задания, поощрение каждого, создание ситуаций успеха, а главное, сюрпризность каждого шага.
Помните, что творческий учитель рождает творческого ученика!
Источник: http://life-school.ucoz.ru 

Источник http://life-school.ucoz.ru

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

  мудр бываешь лишь собственной мудростью.»

                                      М.Монтень

 
Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
Участие в проектировочной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
 
 
 

О методе проектов

Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.

Основная идея проектного метода:

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

-Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.

-Развить у каждого позитивный образ себя и других.

-Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.

2. Развить у учащихся "командный дух” и "чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Общие рекомендации для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Работа над проектом может и должна осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

ПОМНИТЕ:

вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»

 

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные воздействия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Выбирается и формулируется тема проектной работы

 

 

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать вы­бор

 

Формулируется задача проекта

 

Может потребоваться помощь в правильной фор­мулировке

 

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

 

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

 

Определяются сроки представления результатов (ко­нечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

 

Возможно, потребуется корректировка плана про­ектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

 

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

 

Прикиньте возможные выходы с ребенком

 

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

 

Разбейте объем работ на небольшие части и оп­ределите срок выполнения каждой

 

Составляются программа и календарный план вы­полнения работ

 

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

 

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы

 

 

 

Может потребоваться разъяснение обязанностей

 

Изучаются источники и литература по теме проекта

 

Посодействуйте ребенку в передвижении до биб­лиотеки, обращайте его внимание в книжных мага­зинах на книги по теме проекта

 

Собирается и обрабатывается информация по про­блеме

 

Посодействуйте в нахождении разнообразных ис­точников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, ин­тервью, а также книги и периодические издания, Интернет

 

Готовятся выводы, которые сопоставляются с зада­чами проектной работы

 

Может потребоваться помощь в подготовке выво­дов, грамматический и стилистический контроль

 

Оформляются результаты работы, и готовится отчет

 

Подскажите основные правила оформления доку­ментов

 

Проект готовится к презентации

 

Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

 

Проводится публичная презентация проектной работы

 

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

 

Анализируется работа, проделанная в течение про­ектного периода

 

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

 

Оценивается работа проектной группы в целом и ка­ждого участника в частности

 

Воспользуйтесь приложениями

 


Школа для педагога


Информация для учителя

Источник http://life-school.ucoz.ru 

 

Данный курс призван помочь учителям реализовать один из возможных путей личностно-ориентированного обучения учащихся, основанный на интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной технологией – методом проектов.

 

Тематические тренинги Intel «Элементы» - это серия коротких увлекательных курсов для самостоятельного обучения, которые помогут слушателям подробно ознакомиться с образовательными концепциями XXI века, такими как обучение по методу проектов, формирующее оценивание или совместная работа с использованием средств Web 2.0.

 
Курс Intel «Метод проектов»направлен на глубокое изучение проектного подхода к обучению в школе.

Этот курс будет полезен как учителям начинающим применять проектное обучение в классе, так и опытным учителям, за плечами которых уже не один проведенный проект. Осваивая курс, Вы найдете много интересных идей и научитесь эффективно применять метод проектов с учениками в классе. Курс поможет Вам повысить мотивацию учеников и улучшить их знания.

После прохождения обучения Вам будет предложено пройти тестирование и получить сертификат об окончании курса. В сертификате об окончании курса появятся имя и фамилия, указанные в Вашем профиле, при регистрации

 

 

Из опыта работы


Статьи и публикации

Погружение в проект - подготовительный этапИрина Валентиновна Жакулина, учитель начальных классов МОУ-СОШ № 23 г. Чапаевска Самарской области

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников "Менеджер образования"

Опыт работы Пантюхиной Ирины Александровны, учителя начальных классов МОБУ СОШ с.Большой Куганак
Рабочая программа по ФГОС Кружилиной Н.М.
Педагогическое сообщество учителей проектного обучения. Практические материалы
Информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества
Искать в «Исследования учащихся»
Загрузка...

Записи не найдены