Проекты
Социальный проект "Помоги птицам зимой"
- Обоснование значимости
В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества.
Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание.
Поэтому создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего, т. е., защитить от самих себя. Ребенок должен понять, какую он может оказать помощь в защите окружающей его природы, какие этапы экологического становления он должен пройти, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой красоты. Поэтому с самого начала создания социальных проектов по защите природы мы должны помнить, что экологическое воспитание должно быть знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.
Данный проект "Помоги птицам зимой" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в группе, развивать творческие и технические способности, используя межпредметные знания.
Результатом проекта должно стать:
- бережное отношение к природе родного края;
- экологическая культура обучающихся,
- творческая самореализация
- развитие коммуникативных действий
Цель:
1.Формирование гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
2. Оказать подкормку зимующим птицам.
Задачи:
1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в нашем крае птицах.
2. Развить интерес к проектной деятельности, обучить работе в группе и индивидуально по плану проекта.
3. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации.
4. Развивать творческие способности, трудовые навыки.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно.
Участники проекта:
Обучающиеся 3А класса МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре.
Учителя и родители обучающихся класса.
Сроки проекта:
- 1 этап - октябрь - ноябрь
- 2 этап - ноябрь - декабрь
- 3 этап - декабрь - апрель
Форма работы: внеурочная (очно-заочная)
2. Этапы реализации проекта
№ | этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | результат |
1 | Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности | Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. | Отбираю возможные темы, предлагаю их учащимся. Объясняла цель, формировала положительную мотивацию к деятельности, организовала работу по формированию групп. | Провели анкетирование учащихся классов в октябре 2016г. с целью проверки экологической образованности учащихся. (Приложение 1) |
2 | Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп | Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Рассказ учителя о строении птиц, чем они питаются, а самое главное должны вместе с учащимися установить, что птицы подразделяются на перелетных и зимующих. Рассказ учителя об особенностях климатических изменений на территории нашего края и о местах зимовки зимующих птиц. Учителя начальной школы организует экскурсию в городской краеведческий музей, где в экспозиции представлены чучела птиц, обитающих на территории Хабаровского края.
| -изучили строение птиц; -уяснили подразделение на перелетных и зимующих; - рассматривали зимующих птиц и читали статьи в книге Л.Л.Семаго «Птицы России», в энциклопедии «Жизнь животных» том 6 «Птицы»; - нарисовали и раскрасили птиц, пользуясь книгой В.Д.Ильичева, В.Т.Бутьева, В.М.Константинова; - провели классный час «День синиц» - в художественной литературе нашли стихи о зимующих птицах, выучили их; - изучили особенности климатических изменений на территории нашего края, места зимовки птиц; - сходили на экскурсию (Приложение 2); -нарисовали плакаты и листовки, призывающие всех ребят и жителей нашего города помочь птицам |
3 | Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности | Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности | Консультировала, координировала работу учащихся, стимулировала их деятельность. | - узнали из источников информации, какие кормушки можно сделать для зимующих птиц, чем кормить |
4 | Выполнение проекта | Работают над проектом и его оформлением | Консультировала, координировала работу учащихся, стимулировала их деятельность | Представление на конкурс индивидуальных кормушек, сделанные совместно с родителями |
5 | Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков) | Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочеты, формулируют выводы. | Наблюдала за деятельностью учащихся, принимала участие в обсуждении. | - регулярно проверяли кормушки, чистили от снега, насыпали корм; - наблюдали, какие птицы прилетают к нашим кормушкам, что они любят кушать; - завели дневник наблюдений. |
6 | Презентация: защита проекта. | Докладывают о результатах совместной деятельности. | Оценивала работу учащихся. | прошли по улицам города и раздали листовки (Приложение 2) с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем крае.
|
3. Исследовательская часть
Работа проводится в группах.
- «Аналитики»
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки.
Чем кормить? Сельские жители, да и городские прекрасно знают, как синицы любят сало и мясо. Их пристрастие понятно. Всё же это насекомоядные птицы, хотя и ловко управляются с семечками. Вот и ответы: сало несолёное, семечки не жареные, кусочки сырого мяса.
На зерновых токах (или рядом с ними) при подработке пшеницы и других зерновых культур ещё с осени остаются россыпи семян всевозможных сорных трав. Здесь, при условии отсутствия снега при периодических сильных ветрах, образуется зимняя птичья столовая. Щеглы, полевые воробьи, иногда чижи - вот неполный перечень прекрасных обитателей наших мест, которые делят с нами суровые невзгоды родины. Это, так называемые зернояды, но птенчиков летом они вскармливают насекомыми, а «зерно» клюют только с сорняков. Вот вам ещё один источник подкормки — семена сорных трав.
Говорить о ягодах, имея при этом в виду не только собственно ягодные кустарники (рябина, калина, бузина и др.), но и мелкие яблочки диких яблонь, наверное не приходится — это у всех на виду. Главные их потребители у нас в зимнее время — свиристели, снегири.
Если с осени вы заготовили веники из сорных трав, их следует втыкать в снег около кормушки.
Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овес, пшено.
У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Мы составили книжку «зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.
Птицы, зимующие в нашей местности.
Воробьи.
Воробьи очень маленькие птички, но очень, подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!
Вороны.
А вот про ворону так и не могут понять люди – оседлая, кочующая или перелетная она птица. Ответить на этот вопрос прямо нельзя, потому что, ворона и оседлая, и кочующая и перелетная птица. Там где зимы из года в год стоят теплые, ворона живет возле нас из года в год и ни куда не улетает. Там где зимы выпадают суровые, тяжелые вороны на зиму не остаются или остается только часть птиц, чтобы прокормиться зимой, а другие откачовывают на Юг. Но есть и такие вороны, которые не дожидаются зимнего холода, ни гадают, какой будет новая зима, а с наступлением первых холодов летят сразу туда, где ждет их тепло и пища. Вот она, какая наша ворона.
Оперение чёрной вороны — чёрное с зелёными или фиолетовыми отблесками, гораздо зеленее, чем блеск грача. Клюв, лапы и стопы тоже чёрные. Чёрная ворона — птица довольно шумная, взгромоздясь на вершине дерева, она кричит три или четыре раза подряд, делая небольшие паузы между каждым новым циклом карканья.
Большеклювые черные вороны тянутся поближе к селам, скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормятся и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес. Ворона строит большое гнездо из веточек, как правило, расположено на высоком дереве, но также выступ обвала, старые здания, и столбы могут быть неплохим местом для гнезда
Синицы
Подвижная, вертлявая птица. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь, прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Она то, нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку
Дятлы
Длина 22—27 см. В окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко-красным подхвостьем и придают птице пёстрый вид. На плечах развиты большие белые поля, между которыми проходит чёрная спинная полоса. Хвост чёрный, у молодых птиц обоих полов «красная шапочка» на темени. Дятел хорошо и быстро летает, однако во всех случаях предпочитает лазать по стволу дерева, пользуясь крыльями лишь для перелёта на соседнее дерево.
Голуби
Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Длина тела 29—36 см. Оперение густое и плотное, но при этом перья слабо закреплены в коже. Как правило, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди. Вокруг глаз имеются участки неоперённой, голубовато-серой кожи. Воркование голубя отличает его от других птиц. По земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд. Само гнездо достаточно примитивное и представляет собой небольшую кучу из тонких веточек и травинок с небольшим углублением.
Сойки
Слово сойка — уменьшительная форма от древнерусского названия этой птицы соя. Предполагается, что название родственно глаголу сиять, и дано птице за яркое оперение. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. Лесная птица. Гнездо сойки помещается на боковой ветке дерева, на высоте 1,5—5 м. Изредка сооружает гнёзда в дуплах.
Сороки
Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту, сорока неповторима и легко узнаваема (на неё очень похожа сорочья танагра). Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья – чёрные. Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом.
Поползни
Небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см. Оперение пушистое, густое. У дальневосточных подвидов перья грудки белые. Через глаз от основания клюва до затылка проходит горизонтальная тёмная полоса. Клюв длинный, прямой и острый. Хвост короткий, прямой. Ноги серо-бурые, сильные, с длинными цепкими когтями. Хорошо адаптированы лазанию, по стволам деревьев, известно умение поползней, бегать по стволам вверх и вниз головой. Обыкновенный поползень — шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Гнездятся в дуплах, однако в отличие от дятлов, сами выдолбить дупло не в состоянии, поэтому они используют старые гнёзда дятлов либо занимают естественные полости деревьев.
- «Экспериментаторы».
При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.
- Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
- Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку.
- Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырех брусков и четырех реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, он защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них веревку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.
Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.
Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.
- «Исследователи».
На территории лицея есть кормушки и скворечник, мы решили понаблюдать за птицами, прилетающими к этим кормушкам. И посчитать их количество.
Какие же птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи, щёлкают вороны. Часто прилетают синицы и снегири, но их немного, прилетают и сороки .
Больше всего птиц можно увидеть после большой перемены на школьном дворе, около сосен. Ребята собирают в столовой крошки хлеба со стола и высыпает их прямо на снег.
Первыми прилетают вороны, они собирают крупные куски хлеба и улетают. А воробьи в это время ждут на заборе, на берёзе. Затем время завтрака наступает для них.
В этой столовой собирается больше всего пернатых от 12 до 40 воробьёв, а ворон от 3 до 10. И так каждый день. Воробьи уже заметно поправились. Они весело щебечут в нашем школьном дворе.
Некоторые ребята нашего класса подкармливают птиц на своих балконах. Если вы положите немного сало, то вашими гостями будут синички.
Не страшна птицам зима, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:
- Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в теплую погоду.
- Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
- В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, вороны, голуби, синицы, сороки; прилетают их леса покормиться снегири.
- Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в теплые края. Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
Правила кормления птиц
Оказывается, есть определенные правила при кормлении птиц зимой.
1. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски птицы не смогут клевать.
2. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден, так как вызывает расстройство кишечника.
3. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.
4. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели,
лиственницы.
5. Можно давать мясо и сало, сырое и варёное, но обязательно несолёное.
Название птицы | Предпочитаемый корм |
Воробей | Нежареные семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни Пшено, просо, овёс, пшеница, геркулес (сырые) Крошки чёрствого пшеничного хлеба |
Синица | Нежареные семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни. Орехи Кусочки несолёного сала, мяса и жира, нанизываются на бечёвку, которая вешается на ветку. Крошки чёрствого пшеничного хлеба
|
Снегирь | Пучки сорных трав – лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха Гроздья ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины Семена клёна и ясеня
|
Поползень, дятел, сойка | Нежареные семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни Орехи, жёлуди Кусочки несолёного сала, мяса и жира, нанизываются на бечёвку, которая вешается на ветку Крошки чёрствого пшеничного хлеба
|
- «Писатели».
Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и птиц; читают в классе лучшие рассказы.
Сочинения (учащихся)
Зима. Мороз. Повсюду лежит искристый снег. Так и хочется забежать домой и накрыться теплым пледом. Но, а как же птицы, как им согреться?
Для этого птицы улетают в теплые места, где можно перезимовать. Но есть птицы, которые не улетают, они приспособлены к холодному климату. Питаются эти птицы оставшимися плодами таких деревьев, как калина и рябина. А так же они находят орехи и остатки человеческой еды, которую люди выбрасывают.
Все это продолжается до начала весны, когда просыпается природа и появляются плоды деревьев, и тогда у птиц начинается «новая» жизнь.
4. Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек.
Учащиеся должны уметь: выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
- Практическая часть проекта
Изготовление кормушек.
- Анализ проделанной работы
Результаты анкетирования
Анкета проводилась на базе МБОУ лицея №1г. Комсомольска-на-Амуре
Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся 3А классов.
Цель: выявить состояние экологической культуры обучающихся.
За основу взята анкета Л.В.Моисеевой, состоящая из 8 вопросов с выбором ответа (согласен, не согласен).
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Использовался метод математической обработки данных – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Оценка результатов:
9 правильных ответов – высокий уровень;
4-8 правильных ответов – средний уровень;
1-3правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень:
Недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
В ходе анкетирования получили следующие результаты:
Учащихся с высоким уровнем: 25 чел.
Учащихся со средним уровнем: 5 чел.
Учащихся с низким уровнем: нет
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся 3А класса находится на высоком уровне.
Выводы:
Благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши леса и парки.
Можно приручить птиц брать корм прямо с рук. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость. Каждый день, выходя их дома, не забывайте захватить с собой маленький «гостинец» братьям нашим меньшим. Ведь они ждут.
Библиографический список
1. Акимушкин И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973
2. Большая энциклопедия начальной школы. – Санкт-Петербург «Издательство Дом «Нева»», Москва, 2001. – 209-211с.
3. «Красная книга Хабаровского края», администрация Хабаровского края, государственный комитет по охране окружающей среды, 2000 год.
4. Сосновский И.П., «Редкие и исчезающие птицы», Москва 1987 год.
5.Тихонова Е.А. Живой мир Приамурья. Издательство «Риотип», краевая типография Хабаровск, 19997г.
6. http://otvet.mail.ru/question/34757942
7. http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/zimujushhie-pticy-khabarovskogo-kraja.html
Презентация (Приложение 4)
Приложение 1
Анкета
по выявлению состояния экологической культуры
обучающихся
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(Согласен, не согласен)
- Нужно ли заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку?
Согласен, не согласен
- Если во время прогулки в лесу увижу свалку мусора, меня это огорчит.
Согласен, не согласен
- Находясь в лесу, нарви цветов и подари их маме.
Согласен, не согласен
- Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
Согласен, не согласен
- Придя в лес не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
Согласен, не согласен
- Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
Согласен, не согласен
- Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
Согласен, не согласен
- Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
Согласен, не согласен
- Диких животных и птиц не обязательно подкармливать зимой, они и так найдут пропитание.
Согласен, не согласен.
Приложение 2
Памятка по технике безопасности во время экскурсии.
В рамках проекта «Поможем птицам перезимовать» предусмотрено проведение различных практических мероприятий и экскурсий с детьми в полевых условиях. Руководители несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Несоблюдение правил техники безопасности ведет к риску возникновения несчастных случаев.
Общие требования техники безопасности
1. К участию в полевых экскурсиях и практических работах на природных территориях допускаются только дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Одежда и обувь должны соответствовать сезону и погодным условиям.
3.При нахождении в полевых условиях дети все время должны быть в поле зрения руководителя.
4. Вести себя на природе тихо, чтобы не спугнуть птиц.
5. Руководитель должен иметь с собой аптечку. Необходимо брать достаточный запас чистой питьевой воды. Если экскурсия длится более 2-х часов, с собой должны быть продукты для организации питания детей.
6. Углубляться в лесной массив разрешается только в сопровождении взрослых, знающих местность.
7. Не допускается проведение экскурсий при температуре воздуха ниже – 10 0С.
8. Экскурсия не должна длиться более 2-х часов.